Не орехом единым. Часть 1. Груша.
Так повелось, что когда мы говорим приклад, то подразумеваем орех, а когда говорим орех – подразумеваем приклад. Принято считать орех лучшим и, порой, единственным материалом для изготовления приклада или ложи. И ему, точнее его разновидностям, я посвятил пять статей. Но все ли так однозначно? Конечно, нет!
Толчком для продолжения разговора о древесных породах, применяемых, применявшихся или применимых при производстве ружей, послужила недавно появившаяся статья в охотничьем журнале.
Автор статьи описывает интересную курковку неизвестного для него немецкого придворного мастера, (фирма существует и по сей день), акцентируя внимание на черный приклад. Интересное, но не новое решение для ружей стилизованных под ружейный дизайн 17-18 века. Антиквариат всегда был в моде. И разного рода реплики и стилизации тоже. Я, например, видел ружье 19 века, выполненное в виде фитильного ружья 16 века.
Крашеный орех автор называет «эбеновым деревом» и, уповая на его (эбеновые) прекрасные, как ему кажется, механические свойства, пророчит перспективу использования даже для стендовых ружей. Эбен на стенд!?
Серьезная заявка, попробуем непредвзято и аргументировано разобраться.
Для современного человека слово «эбен» ассоциируется с названием синтетического материала эбонита. Смесь серы и каучука, в которой серы от 30 до 50% из-за схожести с деревом была и названа в честь его. По этому, говоря об эбене, мы представляем дерево черного цвета с высокой плотностью, абсолютно не выраженной текстурой, практически не различимыми годовыми кольцами и сосудами. И, конечно, очень и очень дорогое.
Всеми этими свойствами обладает дерево из западной Африки Diospyros crassiflora.
Не особо разбиравшиеся в ботанике мастера-мебельщики, (и позже вышедшие из их среды мастера-ложейники) часто называли породы деревьев по месту их произрастания или порту отгрузки. Так и этот вид до сих пор называют просто «Габон» (ФОТО 1).
Габон-эбони является одним из 485 видов рода Diospyros(Хурма), который, в свою очередь, лишь один из 500 ему подобных в семействе Ebenaceae (Эбеновые).
При заготовке большая часть древесины (заболонь) до 70% уходит в отходы. Ценится и по этому заготавливается только ядровая часть ствола. (ФОТО № 2)
Из-за особенностей поведения древесины при сушке материал в итоге продается только в виде относительно не больших брусков и на вес в килограммах и граммах.
Как и все очень твердые породы эбен прекрасно полируется. Дает малую усадку. Но тяжело обрабатывается, сильно затупляя режущие кромки инструмента. Твердость обусловлена высокой плотностью – около 900кг/М3.
Говоря о «прекрасных» механических свойствах можно отметить, пожалуй, только предел прочности при статическом изгибе в полтора раза превышающий этот показатель у ореха.
На изгиб работает в конструкции приклада только шейка. Но уменьшение её поперечного сечения (исходя из высокого показателя предела прочности на изгиб) приведет к неудобству удержания, нарушению общей архитектоники ружья. Надо оное стендовикам или нет – это еще вопрос. По всем остальным «прекрасным» механическим свойствам: предел прочности при скалывании вдоль волокон в радиальном и тангенциальном направлениях, ударная вязкость, сопротивление раскалыванию - эбен значительно проигрывает тому же ореху.
Хрупкая древесина не очень подходит для мелкой резьбы. С ней трудно работать и эксплуатационные качества мелких фрагментов или насечки нет так уж и высоки. На мой взгляд, именно по этому на старинных ложах или рукоятях пистолетов, в качестве украшения, чаще можно встретить инкрустацию чем, непосредственно, резьбу.
Современные мастера, специализирующиеся на изготовлении авторского или художественного оружия (а при наличии таланта – авторского художественного), прекрасно понимают традиционную ценность эбена, продиктованную спросом, и при каждом удобном случае стараются его применять. При помощи бормашин, конечно, удается выполнять очень и очень тонкую резьбу. Но кабинетные шедевры имеют малое практическое применение. Износ, связанный с эксплуатацией, им не грозит.
Итак, какая эбеновая перспектива светит стендовикам? Это перспектива заиметь черный, блестящий, не очень, правда, гигроскопичный, но дорогой, тяжелый, склеенный из нескольких брусков хрупкий приклад. Который, плюс ко всему, будет честно, ни чуть не гася, передавать в плечо стрелку всю силу отдачи. Около 200- 250 выстрелов за тренировку это далеко не то же самое, что один выстрел (да и тот может быть последний в своей жизни) из дуэльного пистолета (ФОТО 3).
Из 14 черных ружейных лож, виденных мной, реально на звание «эбеновых» могли претендовать лишь три. Да и те требовали микроскопических исследований торцевых срезов волокон. Но это было невозможно да и не требовалось по одной простой причине – кому же хочется узнать, что он владелец хорошей имитации. Одна ложа оказалась березовая, но с серебряной всечкой(!) и перламутровой инкрустацией. Четыре из «эбонизированного» ореха. А вот шесть!?
Шесть были сделаны из древесины дерева наиболее подходящего для изготовления лож.
Это, конечно, груша.
Известная с 17 века под названием «аугсбургского черного дерева» груша нашла широкое применение в мебельном и ложейном деле.
Древесина груши при правильном травлении практически неотличима от древесины эбена. Такая же мелкососудистая (сосуды различимы только на торцевом срезе), (ФОТО 4)
без выраженных кольцевых колец, и с тонкой текстурой она, тем не менее, обладает замечательными физико-механическими свойствами. Отличить от эбена её можно только по маленьким сердцевинным лучам на радиальном срезе (ФОТО 5).
Но найти подходящий срез на изделии не просто. Можно прибегнуть к помощи химии, чтобы определить присутствие протравы. Надо только знать, как это делали раньше.
Вот парочка старинных рецептов:
Первый способ более применим для уже готовых изделий.
Сначала тщательно отполированная ложа протравливалось серной кислотой (концентрация в рецепте не указана). После этого промывается и высушивается. Приготовив 10%-ный раствор кампешевого дерева покрывают им ложу, дают высохнуть и обрабатывают 1%-ным раствором хромовокислого калия в воде. Каждый раз, высушивая древесину, эти процедуры проводят до появления нужного цвета.
Вторым способом удается протравить на большую глубину всю заготовку будущей ложи или приклада.
Применяется здесь железная протрава, которая готовится следующим образом: обрабатывают старое железо в продолжение нескольких недель крепким уксусом, взяв на 1 весовую часть железа 10 частей уксуса. Потом кипятят 1 весовую часть чернильных орешков с 10 частями воды. Заготовку помещают в полученный раствор уксуснокислого железа на несколько дней. Затем высушивают и кладут в отвар чернильных орешков также на несколько дней. Вымачивая поочередно в этих растворах, добиваются нужной глубины протравливания и необходимого цвета древесины.
В 19 веке стали переходить на более простой способ протравы при помощи анилинового красителя нигрозина с последующей обработкой раствором хлористой меди(1 часть красной меди на 20 частей соляной кислоты).
ДЛЯ СПРАВКИ: Кампешевое дерево - тропическое дерево Haematoxylum campechianum семейства Бобовые. Свежесрубленная древесина имеет кроваво-красный цвет, является источником ценного красильного вещества — кампеша, или синего сандала. На воздухе древесина из-за окисления пигмента приобретает почти черный цвет. Чернильные орешки - патологические разрастания на растениях, вызванные вирусами. На пример часто использовались наросты на листьях дуба.
Груша ( Py'rus) – плодовое дерево семейства Розовые(Rosaceae). Как и орех была известна в Персии, Греции, Древнем Риме. Насчитывает более 5000 сортов. Может жить до 300 лет, вырастая при этом до 30 метров в высоту. Диаметр ствола достигает 80-100см (ФОТО 6),
но встречаются и двухметровые в диаметре гиганты. Наиболее ценна и интересна для изготовления прикладов древесина дикорастущих форм груши. |
Груша - безядровая порода с древесиной охристо-розового или буровато-красного цвета. Со временем цвет становится темнее и насыщеннее. Способствовать этому может также и проварка. Предварительно вымоченная и потом высушенная она становится прочнее. Плотность 733-740кг/м3 сопоставима с плотностью некоторых видов ореха. Твердая, тяжелая, вязкая и упругая она великолепно подходит для резьбы, позволяя прорабатывать самые мелкие детали. Неплохо держит насечку. Режется одинаково хорошо во всех направлениях. (ФОТО 7,8)
Грамотно высушенная древесина груши не подвержена в дальнейшем растрескиванию и короблению. А это важно не только для выделки пряничных досок или чертежных лекал, но прикладов и лож. Груша имеет коэффициент объемного разбухания во влажном состоянии в два раза меньший, чем орех.
Сравнивая грушу и орех, по физико-механическим свойствам мы видим, что предел прочности груши при статическом изгибе – 130МПа против 108МПа у ореха, при сжатии вдоль волокон – 63МПа против 55МПа.
Предел прочности при скалывании вдоль волокон груша – 13.4МПа, орех – 11.4МПа. Ударная вязкость груша – 116кДж/м2, орех - 74.3кДж/м2.
Твердость торцевая груша – 77.8Н/мм2, орех – 62Н/мм2.
Модуль упругости при изгибе груша – 12ГПа, орех – 11,5ГПа.
Как мы видим груша более подходящий материал для изготовления прикладов, лож, чем орех, а уж тем более эбен. Об этом, конечно, знали старые мастера и весьма успешно этим пользовались. Можно и другие породы вполне удачно протравливать под черное дерево, но брали именно грушу.
Глядя на старинные ружья в частных коллекциях или в музеях, да еще и сопровождаемые табличками с указанием типа: «Ложа темного ореха» или «черного дерева» люди редко задумываются: - а орех или эбен это вообще? В наших музеях нет людей достаточно компетентных в вопросах определения пород древесины. И поэтому, выставляя экспонат на всеобщее обозрение, в сопроводительной табличке автоматически указывают то, что значится в описи предмета, которая, может быть, составлена не один десяток лет назад. Так повелось – если ружье, то орех. Если совсем черная ложа, то черное дерево. Но если на старом дереве видны следы поражения жучком, то это точно повод задуматься над тем, из чего ложе сделано. В большинстве случаев жучки орех избегают из-за содержащегося в нем природного токсина.
Говоря о декоративных качествах древесины груши, следует признаться, что она явно проигрывает ореху. Хотя в нижней части ствола иногда развивается очень красивый капокорень. Комлевая часть имеет эффектную свилеватость или «тигровость»(недавно придуманный, любительский, но более привлекательный, с точки зрения маркетинга, термин).(ФОТО 9)
Очень наряден кротч (рисунок, появляющийся в развилке ствола и напоминающий пламя или перья). |
(На схеме раскроя обозначены места вероятного нахождения кротча) |
При повреждении ствола, из-за проникновения грибков, древесина может окрашиваться в цвета от фиолетово-бурого до черно-коричневого. На свойства древесины такая окраска, на ранних стадиях поражения грибком, не влияет. К тому же после сушки древесины грибки погибают и дальше не развиваются.
В прежние времена мастера компенсировали недостаточную декоративность груши не только травлением в черный цвет, но и применяли инкрустацию (ФОТО 10)
В итоге, учитывая уверенно падающее качество ореха на современных ружьях, стоит, на мой взгляд, обратить взор в прошлое. Опять новое это хорошо забытое старое. И уж если и отважиться порекомендовать какую либо породу для прикладов ружей, испытывающих повышенные эксплуатационные нагрузки, такие как на спортивных ружьях, то этой породой может стать только груша! Пусть она и не так красива как орех, но далеко не всегда это самое важное. И на стенде и на охоте.
Мои знакомые в Днепропетровске на Украине наладили выпуск очень приличных прикладов из груши по вполне доступным ценам. Не сомневаюсь, что у них большое будущее в таком начинании. Груша - честное дерево, она отработает как положено! (ФОТО 13).
Знаю – есть другие породы деревьев, пусть не лучше груши, но не хуже ореха, подходящие для изготовления прикладов. Рассказ о некоторых еще предстоит.
И в заключении хочется выразить благодарность антикварному салону «Эспада» и лично Медведеву Андрею за помощь в подготовке фотоматериала.
С уважением ваш Басскачи.