Изготовление приклада. Первые шаги.

       Позволю себе представить уважаемым форумчанам кое что из жизни нашего сообщества, где мы общаемся на очень узенькую тему - изготовление прикладов.

       Стали появляться результаты нашего общения. Молодые люди с разных концов нашей страны читают, спрашивают, учатся. И публикуют для обсуждения результаты своего труда с подробным описанием.

       Предлагаю и здесь, на более широком кругу участников обсудить работы, высказать свое мнение, выразить пожелания, покритиковать конечно. Итак, Сергей Болдырев 28 лет Азов.

       "Привет всем соратникам и просто страждущим. Вот и до меня дошла очередь присоединиться к «народным умельцам» так сказать))) Прошу модератора и прочих мастеров, не смущаться, за столь подробное описание своей первой работы, потому как все приведенные ниже рассуждения обращены в большей степени таким же дилетантам как и я, которые только пробуют себя в этом непростом ремесле. И то, что для опытного мастера считается само собой разумеющееся, то для студента может оказаться «непостижимой загадкой» Да и инструмент «премиум класса» у новичков тоже не всегда есть под рукой. Вобщем приступим)))

       Предистория.

       С того самого времени, когда у меня появилось в руках моё первое ружьё ТОЗ 63 с прикладом из довольно, как потом оказалось, неплохого ореха. Меня не покидала мысль, о том как бы восстановить тот первозданный вид, с которым это прекрасное ружьё попало в руки к первому хозяину. И вот начитавшись ганзы первый раз в своей жизни взялся за «реставрацию» этого труда тульских оружейников. После первого слоя масла, нанесённого на свежеполированное дерево меня охватил восторг. Это ощущение меня зацепило наверное раз и на всегда. После этого я проводил аналогичные манипуляции с прикладами друзей и из знакомых, но меня не покидала мысль о новом прикладе, сделанном с нуля, то есть с «необтёсанной чурки». Вторым ружьём, которое оказалось в моих руках был советский ИЖ 27, о котором и пойдёт в дальнейшем речь.

       Заранее прошу прощения, за некоторые не особо качественные фото, потому как фотоаппарат не всегда был в наличии.

       После первой пристрелки я понял, что говорят о прикладистости ИЖей на ганзе это чистая правда))) Как я только не старался попадать туда куда целился, но все мои усилия оказались тщетными, несмотря на поразительную для ИЖей, в конкретном экземпляре, прямизну стволов. С этого момента и затаилась во мне навязчивая идея расправиться с этой проблемой, путем подгонки, а именно удлиннение и изменение питча.

       Но и это не дало должного результата, бутылки как летали, так и продолжали летать в воздухе, словно «бронированные истребители», мастерски обходя дробовую осыпь))))

       Однажды в беседе со своим другом совершенно случайно узнал, что его покойный дед был так сказать местным мастером, и изготавливал приклады. И выяснилось, что где то на чердаке ещё и остались, по словам друга какие то «деревяшки». Я, прищурив глаз, незамедлительно попросил его показать мне те самые абсолютно не нужные ему «дрова». И как выяснилось этими деревяшками и оказались те самые заветные кусочки, хоть и прямослойного, но очень старого материала.

       Их мне мой товарищ любезно согласился подарить потому, как собирался разбирать чердак и варварски отправить весь этот, как он выразился «хлам» на помойку. По началу, я как то побаивался её пускать в работу, дабы не испортить. Но все таки любопытство и сильный зуд в руках пересилили всякий страх и я приступил к работе. Да и наставления Сергея очень сильно подбадривали и вселяли надежду))) И я приступил…

       С начала я раздел это «гениальное изобретение Ижевских конструкторов» и стал мостить к миллиметровке пытаясь уловить золотую середину между размерами, рекомендованными Сергеем и линиями, которые хотелось бы увидеть в своём новом прикладе.

       После окончательной разметки и возгласов товарищей по охоте « Да хрен ты такой приклад когда сделаешь!!!» я принял твёрдое решение-пилить!!!

       На следующий же день я отправился к своему кресному в мастерскую и при помощи лобзика и какой то матери, я всё же на черно спилил всё что мешало увидеть хоть какие то очетрания будущего приклада.

Немного позже на фрезере с барабаном мне удалось убрать еще немного того мяса, которое не смог победить лобзик.
Далее просверлил отверстие под стяжной винт
и взял дедовскую стамеску, которую он на заводе в своё время делал из самокала для работы ( а работал он модельщиком и был наверное лучшим в своём деле среди своих сотрудников ) и начал врезку рамки. Сергей мне конечно же советовал воспользоваться ручным фрезером, для ускорения работы, но я как то побоялся, потому как одно неловкое движение и заготовка была бы испорчена. Да и чёткой базы в двух плоскостях как таковой не получилось сделать, потому как побоялся, что не хватит потом толщины заготовки, так как она была немного поведена(а может и распустили в своё время не очень ровно). По этому решено было медленно но верно снимать стамеской понемногу. Пройдя сверху до половины, принялся долбить снизу и постепенно свел два паза друг на друга.
Потом, по совету Сергея, взял длинную шпильку, вкрутил в колодку, вместо стяжного болта и получилась направляющая, для последующей врезки и осадки колодки в дерево. Постепенно, вечерами после работы врезая колодку,
уже обдумывал планы о том, «шо дальше делать» в каком направлении двигаться, и с какого бы края подойти. После окончательной осадки металла в дерево, решено было наметить первые очертания щеки, по которым я и начал снимать лишнее мясо слесарной бормашиной.
Далее когда грубая обработка была завершена в ход пошли широкие стамески (в место струга, который в недалёком будущем всё же планируется смастерить)
Всё время работы, со мной находился мой верный товарищ, по кличке Норман. Который то и дело заглядывал в глаза и будто хотел сказать» Ну чё хозяин, скоро ты там свою палку доделаешь? Когда уже мы с ней пойдём добычу добывать ?»
Когда дальнейшая работа была невозможна, за неимение должного инструмента, тут случайно кресный нашёл у себя в закромах мастерской фигурные стамески советского производства и тут дело пошло немного быстрее. После формирование щеки я перешёл к разметке тюльпана, долго думал над слёзкой, но всё же пришёл к выводу, что она там была бы лишней. Что бы сформировать тюльпан, я воспользовался резцом с формой уголка.
Далее я перешёл к изготовлению затыльника, из оставшегося от черновой обрезки лобзиком кусочка. Приложив бесформенную дощечку к торцу приклада, понял, что без притирки никак не обойтись. Как только я не старался при помощи блока тереть приклад и брусок, но плоскости так и не получалось. Решено было сделать небольшой перерыв и подумать, чем же организовать базу для выведения этой, никак не поддающейся, плоскости. Тут мне в голову пришла идея о оправке из двух деревянных брусков, которые за счёт стягивания с краёв болтами держались на прикладе и не давали заваливаться блоку с наждачкой на края.
Тут есть небольшой нюансик, дерево из которых сделаны бруски, должно быть твёрже дерева, из которого изготавливается приклад иначе завал неизбежен. После полной притирки я засверлился, сначала затыльник, потом по отверстиям разметил и торец приклада. После полного засверливания закрутил винты и начал обрабатывать затыльник, придавая ему овал самого приклада. Снимал лишнее тоже стамесками, потому как в ручную, тереть наждачкой было не разумно. Это я понял после обработки самого приклада. Такое ощущение, словно кость долбишь!!!(понятие конечно же абстрактное, потому как до кости я еще не добрался))) ) Дерево конечно было очень твёрдое, потому как успело полежать довольно длительный период.
Далее, после окончательного сравнивания приклада и затыльника перешёл к шлифовке.

       Когда было всё хорошенько отшлифовано, я приступил к разметке насечки. В этом мне помог набор обычных пластиковых лекал, которые я приобрел в канцелярском магазине. Они так же мне помогли пробить контур насечки остро заточенным надфилем. Затем как обычно провёл мастер линии и приступил к резьбе. Инструмент использовал «А ля Басскачи». Он просто поразил меня своей простотой в изготовлении и эффективностью в непосредственной работе. Не даром говорят- ГЕНИАЛЬНОЕ ПРОСТО!!! Следом за прикладом был нарезан и затыльник. Для поднятия пирамидок я использовал подогнутый трёхгранный надфиль ( только не нынешнего производства, а советский. Там грани, сходятся практически на нет и по всей площади насечены, что нельзя сказать о надфилях нынешнего производства, там они полукруглые и края без насечки ).

       Покрытие...

       Я долго размышлял над тем чем же всё таки покрыть своё творение, да и вообще пропитка для меня это больная тема, я испробовал множество вариантов на своих предыдущих «жертвах». Это была и льнянка из аптеки, шафтол, воск и их производные. Попробовал множество, как выразился Сергей в одном из своих постов, «фритюров», с недельными вымачиваниями))) И пришёл к выводу, что льнянка это не самый лучший выбор. А недельные вываривания ,при медленном огне на водяной бане в скороварке с откачанным из неё воздухом и шаманскими танцами с бубном вокруг кастрюли-это от лукавого))) Теперь я чётко уверен, что пару миллиметров полимеризовавшейся пропитки достаточно более чем с головой. Если конечно же не колоть дрова прикладом, и не идти в рукопашную на секача пытаясь прикладом проломить ему лоб с первого удара)))

       Тут мне на встречу и пришло, как написано в рекламе»легендарное средство» под названием Tru Oil. По началу, дерево жадно впитывало пропитку, особенно торцовые срезы с открытыми капиллярами, но в скорее после шлифовки с этим средством поры наглухо закрылись, и поверхность заблестела непревзойдённым блеском! Финишная пропитка сохла пару дней, после чего приклад был обработан не менее «легендарным» средством Stock Sheen & Conditioner. Для снятия шифоньерного пластикового блеска и придания более тёплого поблёскивания. Эта паста содержит мелкий образив который и прибивает чрезмерную блескучесть, и к тому же еще и хорошо пахнет, чем-то напоминая женскую парфюмерию)))

В общем на этом этапе работа и была всё таки закончена!!! Следом назревает и изготовление цевья, но это совсем другая история, которой еще предстоит случиться)))"

 

Задать вопросы и посмотреть фото работ, можно в сообществе

ФОРУМ Basskachi

 


С уважением ваш Басскачи.