Тульский шедевр в руках мастера

       Давно мечтал приобрести чрезвычайно уникальное ружье ТОЗ 25. И вот мечта свершилась - предложили в Петербурге экземпляр с двухзначным серийным номером. Ружье, выпускавшееся всего около трех лет, и само по себе большая редкость, а тут еще и номер из первой партии! Сохранился раритет, правда, не очень достойно, но мечта есть мечта!

       Помню, как поражал меня новаторский гений тульских конструкторов, воплотивших в одном ружье столько удачных находок! Витые, практически вечные пружины из стальной проволоки вместо кованых U-образных, легко обслуживаемые бойки, смонтированные в коробке в брандтрубках. Являющиеся продолжением приклада отъемные щечки позволяют производить чистку-смазку ударно-спускового механизма без отсоединения его от ствольной коробки, вес которой всего около 1400 грамм. Живучесть ружья доведена до 12 тысяч выстрелов! Конструкцией предусмотрена даже возможность плавного спуска курков. Верхние шептала оригинальной формы позволяют обойтись без острых кромок на боевых взводах курков.

       Оригинально решен вопрос обеспечения длительной службы приклада за счет хитроумного способа крепления коробки к дереву при помощи ложевой трубки и проходящего сквозь приклад винта. Задний выступ УСМ, в который крепится ложевая трубка, имеет цилиндрический прилив большой площади, передающий импульс от выстрела на торец шейки приклада. Верхняя и нижняя личины коробки образуют между собой клин, плотно стягивающий в вертикальном направлении шейку, предохраняя, тем самым, ее от растрескивания.

       Удачность подобной схемы подтверждается теперь уже многочисленными заимствованиями на европейских ружья самых известных производителей.

       Жаль, что деревянные части - особенно гребень английского по форме приклада, были безжалостно "стюнингованны" предыдущим владельцем в попытках приютить свое лицо глазом на прицельную линию.

       Надо делать новый приклад. Об этом и пойдет разговор.

       Уникальному ружью и приклад нужен не абы как. Только орех! И только уникальный!

       Эстеты и ценители восточных антикварных ружей хорошо знают знаменитый унцукульский орех. Безжалостно вырубленный, в свое время, в угоду партийным функционерам на бесконечные чернильные наборы, шкатулки да трости.

       Не буду расписывать какими правдами и не правдами мне удалось лет пять назад заполучить небольшую заготовку такого ореха, хранившуюся у старого мастера, жившего рядом с Унцукулем, еще с 50тых годов!

       Настала пора заготовке обрести форму. Одно смущало - прямо в середине заготовки красовался впечатляющий сучек! Как быть?

       Не можешь изменить ситуацию - измени отношение к ней.

       На десятках кремневых ружей, хранящихся в музеях, приходилось видеть ложи, искусно украшенные и серебром и золотом с огромным, занимающим порой до трети плоскости ложи, вросшим светлым сучком.

       Я всегда думал - ну почему мастера не обращали внимания на такой страшный, согласно современным ГОСТам дефект?

       А не обращали да и всё! И царям дарили, не стеснялись. Значит не дефект. Тогда не дефект, а сейчас? Стоит попробовать сделать, изменив отношение, чтобы понять почему.

       Дело предстояло не простое. Заготовка за 60 лет приобрела необычайную твердость. Не то чтобы ногти или даже резцы - молоток отскакивает! Но 17ти летний опыт работы по профессии ложейника позволял надеяться, что с задачей я справлюсь.

       Используя свою собственную систему расчета приклада (таблицы Штейнгольда применимы, пожалуй, только для заводского копировального станка и производителей мелкохудожественной массухи) основанную на правиле "золотого сечения", начертил на заготовке будущий приклад. Для максимально точного раскроя пришлось использовать прецизионную ленточную пилу Metabo.

       Далее следует очень ответственная операция - сверление отверстия через весь приклад. Оно должно проходить строго в одной вертикальной плоскости с прицельной линией!

       Твердая и не однородная по плотности из-за сучка древесина вполне способна отклонить от оси лидерное сверло диаметром 6мм даже со специальной для таких случаев трехконусной заточкой. Приходится выставлять заготовку по горизонтали и использовать подвижные люнеты.

       По сложности и ответственности это напоминает процесс сверления канала ствола. Мне захотелось обойтись без отъемных щечек, выполнив врезку коробки целиком и сохранив при этом целостность головки приклада. Чтобы в дальнейшем щечки тоже несли нагрузку от выстрела. Выполнив два продольных пропила в головке приклада, вырезал резцами все лишнее между ними, дабы получить полость, в которой в дальнейшем разместиться УСМ. Надо ли говорить, что подобная операция потребует идеально заточенного инструмента. Иначе неизбежны сколы или трещины в древесине.

       Особенно ответственная часть изготовления это осадка коробки. Не даром существует отдельная от ложейника специальность осадчик лож. Осадку удобнее и точнее выполнять по копоти, добиваясь 100%ого прилегания металла ствольной коробки к дереву.

       При подобной схеме крепления приклада к коробке не лишним будет беддинг. По другому это оптимизация зазоров. В районе прилегания торца выступа нижней личины к торцу шейки приклада. Перед нанесением специального состава для беддинга следует защитить поверхность металла от вероятного залипания к смоле при помощи разделительной мастики или ваксы.

       Затыльник я решил поставить из той же древесины. Выпилить его можно при помощи простого ручного лобзика, но лучше со спиральной пилкой. Ей легче выполнять радиусы. Окончательную форму я придал на лентошлифовальном настольном станочке.

       Сколько потов сошло с меня в процессе превращения треугольной заготовки в черновой вариант приклада, из которого уже можно произвести прицельный выстрел для проверки правильности расчетов. Зря портил патроны, все оказалось идеально.

       Штатный, заводской мастер-ложейник тратит на черновую обработку в ручную одну рабочую смену. А если на прикладе будет грациозный "баварский" подщечник то и две смены. Это на простом прямослойном орехе, а здесь аж унцукульский! Деревянных электродов не придумали, ошибки не допустимы, поэтому работа велась с максимальной аккуратностью и точностью при помощи немецкого фирменного скобеля. Традиция есть традиция!

       Потом устанавливаю затыльник и подгоняю его по плоскости при помощи напильника.

       Начинается чистовая обработка. Бритвенным резцом срезается лишний свес древесины по периметру коробки. За исключением переднего торца. В этом месте на данной модели ружья дерево должно заходить на 2мм вперед на металл, образуя 1.5-2мм-ую толшинку.

       Далее следует влажное шлифование самого приклада. Это делается для полного удаления даже намеков на ворсистость поверхности. Чередуя зернистость влагостойкого наждачного материала, исключительно фирмы 3М, от 120 и вплоть до 2000 следует добиться идеальной поверхности! В противном случае последующее покрытие шеллаком доставит много хлопот и не принесет желаемого результата.

       Рассказывать о процессе работы с шеллачной политурой не вижу особого смысла. Словами это не передать, тут надо стоять рядом и видеть все происходящее. Скажу лишь, что составы политуры у каждого мастера свои. Можно работать и с импортными составами типа French Polish.

       После нанесения шеллака остается выполнить чекеринг.

       Изначально замыслив сделать "царский" приклад благодаря "царскому" сучку вполне логичным будет и чекеринг сделать соответствующий стилю мастеров поставлявших свои работы ко дворам разного рода Их Высочеств. Пусть без серебра (лицензию на право работать с драгметаллами надо, не в Италии живем), но со "звездочками".

       Вот только с тюльпаном на щечке пока вышла загвоздка - не так просто оказалось прорисовать его форму гармонично сочетающуюся с формой передней кромки щечки. Для внешнекурковой конструкции это было бы проще. Ну и пусть пока так. После открытия охоты будет повод вернуться и обдуманно подрезать тюльпанчик.

       Разумеется, чтобы взяться за изготовление приклада нужно обладать не только знаниями, опытом, но еще и первоклассным инструментом. Все это приходит, конечно, только с годами труда, проб, ошибок, нервов. Так что лучше, если уж решили заменить приклад, доверить это дело мастерам своего дела.

       Почти всем удачи! С уважением к почти всем Басскачи!

 

Задать вопросы и посмотреть фото работ, можно в сообществе

ФОРУМ Basskachi

 


С уважением ваш Басскачи.