Ружьецо

       Так вышло, что пришлось приобрести практически за бесценок гадкого утенка в облике ружья ТОЗ 25. Страшненькое, нелепое, приклад без гребня вообще, с хлопающими, словно танзанийский слон ушами, щечками. Назначение которых, по замыслу ружейных конструкторов, не хлопать, а, служа как бы визуальным продолжением приклада, прикрывать ударно-спусковой механизм от пыли, мусора, воды, грязи. Ну и обеспечивать легкий доступ для обслуживания деталей механизма.

       Эксплуатация этой модели позволила выяснить, что у тех охотников, которые любили "обслуживать" механизм, щечки оказались раздавленными поперечным стяжным винтом.

       Конфигурация у щечек сложная, самому изготовить новые не просто. И где брать? Страна у нас рукодельная и смекалистая. Выкручивались по разному. Верх изобретательства, для меня лично в этой части, это "вечные" щечки на ружье отставного вертолетчика вычеканенные из какого-то авиационного дюраля, толщиной в 3мм.

       А у тех, кто не любил " обслуживать", механизм преспокойно ржавел в грязи под деревянными крышками. Защищают же они на практике только от любопытных взглядов.

       Какой лучше вариант для осмотра механики - открутить-закрутить один поперечный винт, рискуя раздавить щечки или открутить один продольный стяжной винт, проверив заодно, не прослабилась ли на нем затяжка.

       Запорный рычаг Ричардса не привычно туг из-за дополнительной на него нагрузки, появившейся в связи с функцией постановки при помощи рычага курков на предохранительный взвод. Но зато плавный спуск!

       Бойки конструкторы спрятали в брандтрубки. Я все не мог отделаться от ощущения - снимаешь боковые досточки, а там внутри гибрид БМки и железного кузнечика коленками назад! Не знаю как часто ломались бойки на ТОЗ 25, что решено было спрятать их в дополнительную детальку, которая без специального обточенного ключа все равно не выкручиваться.

       Витые боевые пружины, пришедшие на смену двуперым, - приятная и уместная вещь! В случае порчи изготовить им замену в домашних условиях совсем не сложно.

       Способ крепления ствольной коробки к шейке приклада более чем интересен своей оригинальной половинчатостью. Выполнив хвостовики верхней и нижней личин коробки в виде клина сжимающего шейку в вертикальной плоскости, инженеры конечно добились ее упрочнения по вертикали. Но поперечной прочности приклад лишился. Накладные крышечки жесткость не давали и шейки на 25ых трещали не хуже чем на любых отечественных вертикалках.

       В последствии вариант опоры коробки прямо в шейку со свободно вывешенными(с зазором в 0.1мм со слов С.В. Попикова) щеками был переосмыслен, доведен до ума и успешно применен на Бласерах. А теперь клин в шейку встречается на многих европейских ружьях. Идея безусловно хорошая. После намина и усадки дерева в области шейки щечки сопрягаются с коробкой и тоже начинают нести нагрузку. Ни чего особо не трещит и не лопается. Полный контакт!

       Открытие сезона на носу и хочешь - не хочешь, приклад для тозика делать придется. Старый тоже пригодится на лучину для растопки буржуйки в охотничьей избушке. Бук колется прекрасно и промаслен насквозь.

       Изготовление пришлось начать с напилинга. Как без него на отечественном ружье. Безобразное качество литья нижней личины не позволяло хоть как ни будь плотно осадить вышеупомянутый клин, заставив его работать. Верхняя личина качеством не лучше, но ее трогать нельзя! Она является неотъемлемой частью ствольной коробки, а значит основной части оружия.

       Попутно обнаружилась приятная мелочь - если заблаговременно вставить металлическую квадратную шайбочку толщиной около 0.5-1мм в месте сопряжения нижней и верхней личин, то на будущее (после усадки древесины) появится возможность уплотнить посадку клина на шейку просто убрав эту шайбу.

       Подобрав в мастерской абы какой ореховый обрезок переношу на него результаты своих расчетов будущего приклада и приступаю к изготовлению. Многолетний опыт изготовления прикладов и многолетние изыскания в этой области позволили мне разработать свою собственную систему расчета приклада основываясь на правиле "Золотого сечения". Смысл новой системы - максимально упростить расчет, увеличив его точность. Было время, когда не совсем понимая принципы антропометрии человека я снимал до 8 разных размеров с заказчика. Теперь достаточного одного единственного, а если фигура уж совсем не стандартная, то двух размеров. Из них и вытекают все основные размерности приклада, вплоть до высоты и ширины затыльника, сохраняя при этом основные гармонические пропорции изделия.

       По контуру можно выпилить обыкновенным электролобзиком, если нет хорошей ножовки. Пара старых Фиолентов уже много лет служат мне верой и правдой. Они тяжелые, устойчивые, с хорошим противовесом внутри и потому приятно уравновешенные в работе. Много перепробовал "иномарок" - легкие, прыгают, лягаются и не дают ровного реза. ДеВолт вроде понравился. Но быстросъемный механизм пилки быстросъемничал не более недели и теперь лобзик просто валяется.

       Сложная казалось бы задача - просверлить центральное отверстие под стяжную шпильку решается довольно просто. Делаю разметку оси отверстия по бокам и по гребню. Усаживаю помощника сбоку верстака на табурет, чтобы он контролировал сверление в вертикальной плоскости, сам ориентируюсь по линии на гребне и контролирую горизонталь. Первый проход с противоположных сторон (такой способ уменьшает вероятность отклонения отверстия, сокращая ошибку вдвое) сверлом диаметром 6мм. Далее спиральное сверло 20мм даст торец для опоры коробки в шейку. И таким же сверлом рассверливаю отверстия под шляпку с шайбой винта со стороны затыльника. Потом сквозной проход сверлом 8мм.

       Выбрать древесину при осадке можно при помощи бормашинки и набора фрез для нее.

       Лично я, что при работе с металлом, что при работе с деревом, использую для контроля сопряжения деталей копоть от простой восковой свечи. Масляные или керосиновые лампы хороши, конечно, но пахнут и коптят с перебором.

       Подкоптил металл, воткнул в дерево, срезал сажу, снова воткнул, снова срезал, потом опять подкоптил. По коробке при ее осадке стучать шибко не желательно - может треснуть заготовка. Чуть, слегка, капроновой кияночкой, пристукнуть без фанатизма вполне допустимо. Просто так легче не спутать грязный след от случайного касания и чуть блестящий след в месте контакта при посадке металла на дерево.

       Добиваться "осаженных" процентов можно конечно, при желании. Кое-кто в Европе пошли другим путем, назвав более технологичное уплотнение при помощи смол "оптимизацией зазоров". Им можно, а нам нет? Тоз не Пёрде!

       Двухкомпонентная смола, замешанная с древесной пылью, вполне способна справится с задачей оптимизации для получения столь желанных 100%. Главное не уповать только на одну смолу. Осадка есть осадка.

       Затыльник выпиливается обыкновенной награткой и начерно обрабатывается рубанком для гипсокартона (уникальная, между прочим, вещь!). Подобными рубанками можно вчерне выходить и сам приклад, не имея скобеля и рашпиля.

       Сам процесс выделки чернового, но уже пригодного для стрельбы приклада (не рубанком конечно) у меня занимает от силы 45 минут. Чуть больше - если необходимо сделать сбоку угловатый нарост с канелюрами, называемый "баварской щекой". Впрочем, я прекрасно понимаю, почему именно эта, с позволения сказать, форма подщечника столь интенсивно навязывается покупателям. Явно проигрывая в эстетике, такая конфигурация самая технологичная при изготовлении. Вот для того, чтобы сделать классическое "яйцо" будь то немецкое или французское, времени уйдет минут на 15 больше.

       Когда же дело дойдет до чистовой обработки то "яйцо" придется выхаживать раз в пять дольше чем "Баварию".

       Каким бы ни был орех и каким бы ни было ружье - очень важный момент при изготовлении это обязательное соблюдение ровной плоскости на самом прикладе. Ни каких поднутрений, ни каких наплывов. Особенно если дело касается классических ружей.

       Это на спортивных ружьях, чем толще приклад, тем брутальнее. Там хоть "амурские волны". Когда смотришь на бревнообразный гребень и всякие "стопперы" с "мозолями" уже нет смысла искать ровную поверхность на прикладе.

       Концепция другая.

       Можно сколько угодно сочинять сказы и оды гребню и делать при этом самый простой вариант - гребень постоянного сечения от пятки затыльника до самого мыска. Большой радиус не только прост в изготовлении, но еще и позволяет за счет большей, по сравнению с классическим гребнем, площади контакта лица с прикладом смягчить удары в скулу, вызванные неграмотным расчетом и гребня и приклада в целом. Удобней лежать на таком толстом гребне.

       Этот момент раньше наших околоспортивных мастеров-эрзацдизайнеров поняли зарубежные производители, пытаясь угодить одной стандартной формой приклада как можно большему количеству стрелков. К сожалению, тенденцию утолщения гребня перенимают и солидные производители охотничьей классики.

       А вот классический гребень, сужающийся в сечении от затыльника к мыску, обязательно накажет синяком, если его размеры и расположение не соответствуют фигуре стрелка.

       Выхаживание поверхности должно производится строго инструментом с твердым и ровным основанием с наклеенной на него наждачной бумагой.

       Для предварительной обработки поверхности вполне достаточно использования трех номеров зерна наждачной бумаги - № 120; № 180; №320. Потом зашпаривание и финиш № 500. Если предусматривается покрытие шеллаком, то стоит добраться при шлифовке до бумаги № 1200.

       Полное порозаполнение я особо не практикую - пропадает фактура древесины и получается "шифоньер". Для прикладов классических ружей, на мой взгляд, такая поверхность не приемлема.

       Как сделать насечку при помощи простейшего инструмента я уже писал в статье "Насечка - легко и просто".

       Одно из самых простых и доступных финишных покрытий это Tru-Oil. Ни каких особых сложностей в его применении нет. Хочется поваландаться подольше - можно наносить состав тампоном круговыми движениями. Но в тонком слое Tru-Oil сохнет подольше.

       Можно нанести пару-тройку слоев синтетической кистью для лака. В этом случае понадобится тонкая окончательная шлифовка с водой или маслом.

       Внимательный читатель может задать вопрос: - А где же тюльпан со слезкой на щечке, ежели это классика? Отвечу просто: - Торопился, забыл вырезать, да и все.

       P.S. Ну вот примерно всё так и не так. Истина примерно по середине там и сям написанного. Как и в жизни.

       А в общем приличная парочка "ореховых" прикладов получилась из одной то вишневой доски. Итальянцы же ставят на приклады вишню и нам этот "орех" продают. Да, в нашем деле верить ни кому нельзя, все только и говорят голую правду, так что каждый материал, каждую технологию, каждое покрытие или инструмент приходится проверять самому.

       Не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства.

       Почти всем удачи! С уважением к почти всем Басскачи!

 

Задать вопросы и посмотреть фото работ, можно в сообществе

ФОРУМ Basskachi

 


С уважением ваш Басскачи.