Казанский прецедент

       2 октября 1552 года. Пылает Казань. Под стенами многобашенной мечети гибнут последние защитники мусульманской столицы Поволжья – студенты медресе во главе с сеидом Кул-Шарифом (главы мусульман Казанского ханства и поэта).

       Иван Грозный вступает на улицы поверженного города.

       Победа много значила для царя – это была первая столица и первое государство захваченное им! Празднуя Викторию Иван Васильевич повелел воздвигнуть на Красной площади в Москве невиданный доселе на Руси девятиглавый собор Василия Блаженного. А от центральной мечети не остается и камня на камне. Говорят, что собор построен по образу и подобию той разрушенной главной мечети. Такое сильное впечатление произвела красота мечети на царя. Но с захватом Казани война для Ивана Грозного не заканчивается. «Нагрянул Иоганн – и, клокоча, Суровый гнев вскипел в душе народа…» - Мусса Джалиль. Его войско встречает жесточайшее партизанское сопротивление нежелающего покоряться народа. «Казанский летописец» утверждает, что за время штурма Казани и партизанской войны погибло 757 270 татар.

       Боясь продолжения народных восстаний, Иван Грозный запрещает производство какого либо оружия на захваченной им территории. Гласно или не гласно, так или иначе, но этот запрет просуществовал до сих пор.

       Меняются правители, эпохи. Время неумолимо расставляет все на свои места.

       Татарский народ решил вернуть себе утраченную жемчужину. В сборе средств принимало участие более 40 000 человек и организаций. Народ построил новую главную мечеть, самую высокую в Европе! Народ назвал ее в честь героя сеида Кул-Шарифа.

       Это новый символ Казани и Татарстана, столицы и государства. Символ возрождения татарской государственности.

       Подобно мечети возрождается в Казани и то, что было запрещено еще Иваном Грозным.

       Спустя почти 450 лет казанские мастера возрождают старые традиции изготовления холодного и, пусть пока не изготовления, но художественного оформления огнестрельного оружия.

       За, почти, полвека охотничье ружье продело путь от пищалей до бокфлинтов, бокдоппельфлинтов, бокбюксфлинтов, дриллингов и пр.

       Изменилось всё: концепция, конструкция, архитектоника, эргономика, дизайн. Изменилось восприятие самого ружья. Неизменным осталось только его «огнестрельность» и стремление человека сделать ружье эстетически красивым.

       Первые ружья появились к 1000летию Казани.

       Робкие попытки подойти к художественному оформлению ружья со стороны национальных татарских культурных ценностей.

       Потом стали появляться другие ружья. Прошло совсем не много времени – каких то 7-8 лет. Но теперь уже очевидно, что на наших глазах растет нечто совершенно новое для всей многонациональной страны. Видел я в остатках брежневской коллекции одинокие экземпляры, украшенные этническими цитатами от разных республик, но это не то. Попытки перенести колоски и рябинки с «пряничных досок» и прялок на ружье – не получили системного развития. Потребитель, может бессознательно, но отверг нарочитую «народность» подобных творений.

       То, что делают казанские мастера – это совсем другое! Здесь совсем другой подход. Кардинально другой. Десятки ружей, художественное оформление которых, выполнено с учетом этнических особенностей культуры конкретного народа с более чем тысячелетней историей, это заявка на формирование новой школы, нового видения эстетики ружья.

       Еще предстоит мастерам пройти нелегкий путь поиска сюжетов, орнаментов и их композиционных решений. Чтобы понятные и близкие татарам культурные и религиозные мотивы органично вплелись в общее восприятие красоты охотничьего ружья. Скрывая не совсем удачные формы колодок и прикладов, взятых за основу ижевских моделей, завитки растительного орнамента, нанизанные на простую, довольно крупную ветвь «дерева жизни», бутоны любимого и популярного тюльпана, цветы и бутоны гвоздики должны найти свои сокровенные места, свои полянки и тропинки.

       Удивляет в татарском орнаменте то, что один цветок, на пример тюльпан – символ обновления, может изображаться и в открытом виде и с профиля. Иметь с профиля от трех до шести лепестков, а спереди до восьми. Сами цветки могут быть изображены с острыми, волнистыми и круглыми лепестками.

       Традиционным для Татарстана зеленому, красному и белому цветам еще предстоит составить гармоничные и сбалансированные цветовые пропорции с черным цветом стволов и цветом древесины приклада и цевья.

       Еще предстоит, уйдя от «а-ля немецких» шнабелей на цевьях, навязчивых канелюров баварских подщечников и «монтекарл» со свиньими спинами, найти свои линии, свои формы прикладов. А может и не уходить, а органично соединить старое и новое, европейское и свое национальное. Тут может помочь только привлечение профессиональных художников и дизайнеров. И они уже, судя по эскизам, есть.

       Европе, чтобы пройти путь от корабельных столяров, скобяных кузнецов и придворных ювелиров до настоящих ружейных граверов, ложейников, дизайнеров, понадобились сотни лет. Россия, взяв за основу уже наработанное в Европе, потратила на этот путь гораздо меньше. Татарстану предстоит наверстать за считанные годы.

       Было бы желание. Удалось же замечательному болгарскому мастеру Евгени Димову, практически в одиночку, взяв за основу работы своего учителя и художественные болгарские традиции, выработать свой собственный, авторский, легко узнаваемый, оригинальный стиль художественного оформления ружей. Замечу - это в Европе, где, казалось бы, все исхожено вдоль и поперек, все испробовано, все расставлено на свои места и изобрести что-то новое, наверное, просто не возможно. Уверен - казанским мастерам такое под силу. Серьезность их намерений подтверждают ружье сделанное к Универсиаде 2013 года и, даже, ружье, посвященное чемпионату Мира по футболу в 2018!

       Которое было выполнено по проекту известного художника из соседней Удмуртии Дениса Никонова. Формат статьи не позволяет хоть сколько ни будь полно познакомить читателя со всеми работами из Татарстана, но и предоставленных фотографий, как мне кажется, будет достаточно чтобы вызвать интерес к новому культурному явлению.

       Надо постараться понять, что, глядя на работы нельзя проводить прямые аналогии с уже привычными и ставшими стереотипами европейскими или американскими подходами к эстетике охотничьего ружья. Это совсем другая национальная и религиозная культура, другие истоки ее происхождения, другие условия ее существования. Она ДРУГАЯ! Нам еще предстоит научиться видеть и понимать всю ее красоту и величие. И уж тем более не стоит критиковать эти работы. Мы просто не имеем на это права. Говоря «мы» я имею в виду большинство Россиян. Многим ли из нас были известны доселе «казанские ружья»? Еще слишком рано. Идет творческий поиск. Поиск сюжетных линий, национальных символов, орнамента, цветовых и композиционных решений способных в полной мере стать истинным украшением охотничьего оружия.

       Посмотрите сами, на сколько, не обычны эти ружья. Не обычные, лучше сказать – не привычные, формы розеток не выглядят как немецкие копыта, ставшие модными на рукоятях штуцеров. Широкие затыльники, скажем из белого металла, не выглядят массивными. Интересная конфигурация «плетенки» на рукояти. Своеобразно решение сюжетов, не привычно подается архитектура. Всё по другому.

       Но уже на первых работах ясно обозначены темы наиболее популярных сюжетов. Это тема весеннего праздника Сабантуй – праздника, свадьбы плуга.

       Из не религиозных праздников – Сабантуй самый любимый и почитаемый для татар всего мира народный земледельческий праздник. Получивший в Татарстане статус государственного. Это всенародное гуляние начиналось на майдане и сопровождалось состязаниями в беге, боем мешками, набитыми сеном, борьбой куряш и обязательно состязаниями на лошадях. Элементы праздника ложатся в основу сюжетов для художественного оформления.

       Особое место занимают сюжеты, связанные со скачками.

       Каждый татарин в душе конник и коневод. Лошадь это символ свободы и достатка. Говорят, что раньше не возможно было представить себе татарскую семью без лошади. Теперь времена изменились, держать лошадь может позволить себе не всякий, но любовь народа к этому животному, сопровождавшему его еще со времен предков-кочевников, сохраняется неизменно.

       Присутствуют в сюжетах геральдические символы. Это, прежде всего, Ак Барс – крылатый барс – божество плодородия, покровитель граждан республики и ее народа.

       И Зилант – мифический дракон из татарских сказок и легенд ставший эмблемой Казани еще в 1781 году. Изначально Зилант был отличительным знаком печати казанского хана, но Иван Грозный «скопипастил» его на свою государеву печать.

       Другое сказочное существо, знакомое каждому татарину - Шурале то же стало персонажем для сюжета художественного оформления ружья.

       Шурале это такой леший, живущий в лесах и занимающийся тем, что щекоткой доводит да смерти путников и лесорубов. Почему именно Шурале был выбран? Вероятно по тому, что в сказках о нем, в борьбе добра со злом ярче всего выражена неустрашимость, смышленость и находчивость народа.

       Не обошли вниманием казанские мастера в своих работах архитектурные шедевры своего города. Это и новая главная мечеть Кул-Шариф. И Казанский кремль. И «падающая» башня Сююмбике. Построенная на дубовых сваях в семь ярусов она на самом деле имеет отклонение от вертикали около двух метров.

       Силуэт башни воспроизвел архитектор Алексей Щусев в здании Казанского вокзала.

       С этой башней связано много легенд. Одна из них гласит, что якобы царь Иван Васильевич прослышав о необычайной красоте царицы(правившей всего два года, как раз до взятия Казани) Сююмбике заслал в Казань сватов, но гордая царица отказала. Тогда Иван Грозный решил взять Казань силой и пришел с огромным войском. Сююмбике, желая спасти жителей, поставила условие: царь должен был за семь дней выстроить высокую башню. Строя за день по ярусу в неделю и управились. Тогда Сююмбике поднялась на самый верхний ярус и бросилась с башни вниз головой. Царица погибла, не желая попасть в руки ненавистного царя. В память о своей славной дочери татарский народ назвал башню ее именем. Легенда, но одно ясно – Иван Грозный отправился брать Казань, точно зная, что управляет страной женщина.

       Начало положено, основа есть, перспектива грандиозная, мастера и художники, желающие работать в новом русле, то же. Все ограничения по художественному оформлению, гравировке, всечке, их максимальной площади, глубине, места расположения на основных частях оружия определены ГОСТом.

       Увидим ли мы на международных оружейных выставках стенд с надписью «Татарское художественное оружие» - зависит от мудрости и прозорливости руководства республики.

       А там еще 20 республик и 5 автономий. Ну есть ведь о чем помечтать!

       Хочу выразить искреннюю благодарность Байбиковой Рушании за помощь в подготовке материала.

 

Задать вопросы и посмотреть фото работ, можно в сообществе

ФОРУМ Basskachi

 


С уважением ваш Басскачи.