Лебеда
(Быть больше, чем казаться.)
«Чтобы чего-то добиваться, нужно обладать умением, но добьешься ли успеха – зависит от судьбы» Мэн-цзы.
******************
Так получилось, что за свою жизнь я держал в руках 9 предметов; 7 ружей и 2 пистолета, на которых было написано A. V. Lebeda. И в подлинности оных сомневаться не приходилось. Как сомневаться, если предмет, например, документировано хранится ровно с середины 19ого века. Попадались и откровенные подделки, но они не в счет.
Это я так думал, что не в счет. Думал ровно до 15 октября сего года, пока не вернулся с выставки Arms&Hunting.
А накануне совершил очень плодотворную поездку на Кубань, чтобы познакомиться еще с четырьмя предметами, то есть двумя парами пистолетов, в отличнейшем состоянии прибывшими только что с аукциона
Мысль написать статью о тех, кто делал оружие с подписью A. V. Lebeda тогда, начиная с 1820 и по 1888 год, а заодно и о тех кто делает сейчас, назревала давно. Но хотелось накопить больше материала. За ним и поехал в Краснодарский край.
На зеленом сукне бильярдного 12 футового стола предо мной предстали два шикарных по качеству, состоянию, и комплектации гарнитура целевых пистолетов предназначавшихся для развлекательной или спортивной стрельбы. Она вошла в моду в среде европейской аристократии после наполеоновских войн.
Именно целевых, хотя на аукционе пистолеты позиционировались как дуэльные.
В чем разница? Разница в наличии шнеллера и регулируемого, при помощи винта, по высоте целика для стрельбы на разные дистанции. Скажем сегодня, господа, стреляем в Красной зале от камина до фисгармонии, а после обеда перемещаемся в летний сад и упражняемся в стрельбе от фонтана до купидона.
На дуэли предварительная пристрелка не возможна. А на дорожных или охотничьих пистолетах той поры, служащих более для самозащиты, регулируемый целик тоже излишество, хотя обыкновенный вполне допустим. Шнеллер же, в случаях защиты чести, нападении зверя или встречи с романтиками большой дороги, и адреналин не совместимы.
Первый гарнитур размещен в коробке, обтянутой тисненой золотом красно-коричневой кожей, второй в коробке фанерованной шпоном ярры (это один из видов древесины, называемой у нас «красным деревом»). На этой коробке сохранился даже бумажный ярлык «ANT. VINZ. LEBEDA FABRIKANT»
А под ним, какая прелесть, ярлык мастера, сделавшего эту самую коробку. И все на месте: шомпола, молоточки, отвертки, пороховницы, мерки для пороха, пыжевницы, капсюльницы с капсюлями, пулелейки. И все из черного дерева, рога и латуни. Не буду утомлять читателя длинами, диаметрами, калибрами, весом октагональных стволов из дамасской стали с восемью же нарезами. Вряд ли кому теперь это интересно.
Интереснее другое - это ощущение, которое испытываешь каждый раз, прикасаясь к шедеврам Лебеды. Ощущение гармонии и особого аристократизма. Как передать это словами я не знаю. Из чистой физиологии это трепетные мурашки на спине. Всё остальное происходит внутри тебя. Берешь в руки и чувствуешь ту любовь, с которой все это сделано. Это не высокое ремесло, это уже высокое искусство. Разные по форме и размерам рукояти лежат в ладони одинаково по родному. Разный вес пистолетов из разных гарнитуров чувствуется, но нет ни какого дискомфорта. Кто хоть раз держал в руках работу Антона Винсента старшего, тот уже на ощупь почувствует подделку. Я в этом уверен.
Посмотрите на фотографии сами – насколько гармонично и пропорционально пистолеты сложены.
Как удивительно соблюдены соразмерности основных формообразующих частей – рукояти и ствола, цевья и предохранительной скобы, курка и замка, дерева и металла. Не большое пропорционирование выявляет чёткую привязку к правилу Золотого сечения. Откуда это? На самом ли деле воздух Богемии виноват или учеба в других странах? Хотя у талантливых людей чувство гармонии это врожденный дар. Вот это подделать нельзя. Какие грациозные канелюры на рукояти! Да еще с подрезкой внутрь. А как уложен орнамент? Пусть твердят про некий «богемский стиль». Я видел работы, выполненные в разных стилях, но всех их объединяет одно – тонкое чувство меры, ритма, полное отсутствие «архитектурных» излишеств, четкая архитектоника. Благо и то, что творил мастер еще до принятой 20 мая 1875года международной Метрической конвенции. Все, что сделано в дюймовой системе мер, привязанной к человеческим пропорциям, выглядит куда гармоничнее, чем сделанное в метрической.
Хотя, признаться, в самых ранних работах, впрочем, как и у всех, буквально, формирующихся мастеров, чувствуется попытка заменить виртуозность исполнения нагромождением серебра да золота. Но это проходит. У Антона Винсента Лебеды прошло.
Современным мастерам, особливо отечественным, это удается все реже и реже. Может время не то, аристократия не та. Для меня самое интересное было внутри. Об этом ниже.
Будучи на выставке, я обратился к друзьям, знакомым с просьбой поделиться информацией, мыслями, фотографиями, у кого чего есть на тему чешского мастера. И, похоже, открыл «ящик Пандоры» не подозревая какое количество фальсификата мне пришлют.
Серьезно встал вопрос идентификации. Стал анализировать, искать, сравнивать, пропорционировать. Пытался найти внешние признаки работы именно этого мастера. И, собственно, нашел, но не такие явные, как бы мне хотелось.
Пишут, что многое Антон Винсент старший взял от Joseph Contriner (1798-1837) из Вены, у которого работал в подмастерьях почти семь лет.
Сам J. Contriner снискал себе славу более как изготовитель уникальных духовых(читай пневматических) ружей. Из взятого Антоном, кроме конечно опыта и навыков, визуально сразу отмечается одна деталь это необычной формы колодка с широкой верхней личиной. Вероятно, на духовых ружьях была необходимость крепить детали спускового механизма к самой колодке, внутри её. Клапан, установленный снаружи, был бы слишком громоздок, не красив и не безопасен
Изобретательный чех, уже будучи у себя в Праге, пожалуй первый среди оружейников, оценил преимущества такой компоновки. И, сохранив коробчатую форму колодки, стал крепить детали ударного спускового механизма так же внутри колодки, но уже на огнестрельных ружьях. Курки двуствольного ружья, в такой конструкции, торчат по бокам прямо из деревянной головки ложи без всяких металлических замочных досок. Дерево доходит до самих стволов. В другом варианте исполнения курки проходят сквозь металлические пластины, опускающиеся от верхней личины.
В одноствольных же ружьях или пистолетах они расположены по центру, сверху колодки. За это новшество Антон Винсент получил в 1828 году патент на так называемый Prague Boxlock( «коробчатым замком» его именуют российские «первоисточники»).
В конце 19ого, начале 20ого веков вообще все новинки в ружейной промышленности очень быстро перенимались от мастера к мастеру, из страны в страну. Уже в 1832 году мы находим Boxlock у ЛеПажа из Парижа. И далее по всей Европе.
Казалось бы, по логике вещей, что и ученики самого Антона Винсента Лебеды старшего, а среди них и Фукерт и Новотны, и его дети Антон младший и Фердинанд должны были что-то перенять у своего учителя. О детях вполне можно затеять отдельный разговор. Хотя они являлись скорее не учениками, а просто правопреемниками. Затем, протянув своеобразную ниточку через три поколения мастеров, можно познать чем же выделяется сам А.В.Л старший.
Ну я и протягивал, изучал фотографии, переводил Австрийскую биографическую энциклопедию, выяснял почему только в 1852 году Антон старший получил к званию ружейного мастера приставку «гоф»(hof-bu"chsenmacher), обозначающую близость ко двору его Величества Франца Иосифа I(ставшего, будучи восемнадцати лет от роду, в 1848 году королем Богемии в том числе) и изготовил для него шесть двуствольных и три одноствольных ружья. Да много чего лишнего узнал. Мне все хотелось выяснить привязанность России к этому чеху.
Вот Лебеда, он при дворе молодого Франца Иосифа. Вот Россия и Николай I. 2 июля 1849 года Франц Иосиф в 19 лет становится кавалером(!) российского ордена Святого Георгия. Зачем? Там много чего интересного, в нашей истории. Но это лишнее. Остановлюсь на самом простом и уже описанном ранее варианте любви нашей к богемскому мастеру, да и к его сыновьям автоматически.
Говоря о мастере Антоне Винсенте Лебеде, следует помнить, что в мире только две страны, по крупному счету, до сих пор сохраняющие к нему привязанность. Это Чехия и Россия.
Хотя в Европе его имя очень хорошо известно. Судите сами – добиться признания и продавать свои работы в консервативной оружейной Англии это дорогого стоит. Но аристократия любой страны чувствовала гармонию и ценила высочайшее качество. Ведь было же из чего выбирать, тем более в Англии. До сих пор изделия фирмы А. В. Лебеда есть на островных аукционах. Возьмем хоть последний сентябрьский Holt’s.
В Чехии, понятно, патриотизм, а у нас? А у нас – Тургенев! Ну и кое-кто еще вслед за ним. Многие оружейные мастера почитали за великую честь заслужить одобрение российского императора Николая I. И даже преподносили в дар свои ружья. Сохранились они в запасниках музеев. Но много ли имен мы знаем той поры? Заслуга Тургенева в том, что он популяризировал для широких масс, как теперь говорят, бренд A. V. Lebeda. Этот бренд стал на слуху у всех охотников, да и не только.
Попади в руки к писателю ружьё, скажем, Денима, Ботэ или Кюхенрейтора,
(На фото Кюхенрейтор)
|
(На фото Машек)
|
да хоть Голтякова и что? Неужели писатель не смог бы рассказать какое оно замечательное?
Какое оно легкое (кто в руках держал, тот знает, что такое почти пять кило да на вскидку) да какой бой у него результативный (а дымаря барин не жалей и у любой шомполки бой хороший). Тогда бы и ассоциативный ряд: Лебеда, Лебедь, Лебедянь, похлебка из лебеды выстроился бы по-другому. Ботэ (тоже «гоф», да еще какой!), Ботвино, ботик, ботало, ботвинья – разве не вариант? Может и так, а может и нет.
Я не зря в самом начале заговорил о подделках. Тяжелую перед собой задачу поставил: как бы так в статье порадовать людей фотографиями работ настоящего мастера, да показать, как должно быть и как не должно. Чтобы с одной стороны стало понятно всем, где фальшивка, а с другой стороны не дать тем, кто делает контрафакт, понять, в чем их ошибки. Иначе как их потом распознать? Подделки эти? Потом решил не засорять фальшаком материал. Лучше любоваться настоящим Лебедой. Да и владельцы этих ф. не шибко были в восторге от вероятной публикации их «сокровищ».
Попробуем разобраться в причинах возникновения подделок. Самое, пожалуй, главное правило это – спрос диктует предложение. Есть запрос на известного мастера будут и подделки. Это неизбежно. Рынок очень ограничен. И чем разборчивее будут представители спроса, тем изощреннее будут представители предложения.
Делают левак те, кто владеет ремеслом. Хорошо владеют, уж поверьте. У них знания, многолетний опыт. Золотом всечку сделать это не факсимиле на бумаге тиснуть. Только перестали бы уже всекать чешуйками, как учили. Пора филерами обзавестись. Что же им делать со своим опытом в развалившейся оружейной промышленности на обанкротившихся заводах? А семью кормить как? Одна сторона предлагающих это те, кто знает как, другая сторона это люди, которые знают кому. Обычно мастера не умеют торговать, а продавцы ни чего не могут сами сделать. Но большая часть моржи остается у вторых.
Кто может пострадать от качественно выполненной работы по переименованию изделия? Музеи не пострадают точно. Им не на что закупать. Замечу, что цена на подделку соизмерима с алчностью продавца и может начинаться с круглой цифры с шестью нулями. Ну какая закупочная комиссия даст добро на трату миллиона? Комиссия лучше закупит коллекцию глинных свистулек, пусть мелкие, но много.
Такие люди, как пригласившие меня на Кубань, тоже не пострадают. Они просто так не купят, пусть даже «A. V. Lebeda» шито золотом. Проверят и перепроверят не один раз.
Простые, среднестатистические граждане, которые согласно убеждениям нашей элиты, тупее самых тупых депутатов, тоже не купят и не пострадают.
Пришло время вернуться к эпиграфу.
Антону Винсенту судьба благоволила. Секрет его популярности кроется, от части конечно, в его аристократичности. Сам Лебеда, будучи сыном фермера, аристократом не являлся, но он «Гоф» и приблизился ко двору, к аристократии, к элите. Стал своеобразным маркером элитарности на все последующие времена.
Позволю себе небольшое отступление, дабы дать понять, отчего лично я больше на стороне переименователей культурных ценностей, нежели тех, у кого денег как у дурака махорки. Тех, кто, невольно может быть, но провоцирует появление фальсификата. Тех, кто своим существованием порождает желающих на них заработать.
Это касается особенностей российской элиты, возникшей из ниоткуда. И мне поможет швейцарский психолог Max Lusher.
Процитирую выборочно:
«Самоуважение, которым обладает элита, исключает чувство неполноценности. Человек обрел внутренний покой, он доволен жизнью. Такая установка превращает человека в тактичного заинтересованного наблюдателя. Он — ценитель, а если надо, то и эксперт. Главное для него — качество, истинное достоинство. Он разборчив в выборе людей, с которыми общается. Строг в интересах, которые поддерживает. Избирателен в предметах, которыми себя окружает.»
«Напротив, люди без соответствующего происхождения («sine nobihtate»), то есть снобы — это псевдоэлитарные пижоны. Сноб пытается изобразить из себя знатного человека. А свое высокое положение он создает внешними средствами. Снобы покупают не всегда самые лучшие, но обязательно дорогие вещи. Снобам неважно плохи или хороши вещи сами по себе, им важна известная марка, имя производителя вещей.
Они вывешивают на себя и на стены то, что считается престижным. Проще всего подражать эстетическим образцам. Научиться «тонкому» пониманию стиля можно в два счета: достаточно обратиться к антиквару».
«Представитель элиты ничего не выставляет на показ — ни своего имущества, ни образования, ни знаний, ни званий. Сноб же, наоборот, демонстрирует все возможное. Он «показушник». Его жизненный принцип: «Больше казаться, чем быть». Для видимости годится все — машина, которую можно взять напрокат, звание, которое можно купить, титул который состоит из нескольких ничего не значащих букв.
При разговоре со снобом уже после нескольких фраз поражаешься, сколько же у него влиятельных и знаменитых друзей. В его элитарной позе нет реального качества, есть видимость качества. Мнимая элитарность (снобизм) — это не уважение к себе, а желание вызвать восхищение публики.»
Видели? «Достаточно обратиться к антиквару…» А уж наши антиквары точно знают кому и чего предложить. Им тоже семью кормить надо.
Выходит нужным делом занимаются мастера, не только переименовывая предметы, перераспределяя материальные блага, но и ставя уже свои маркеры на снобов, ни чем особо не рискуя. Сноб ни когда не признается, что его обвели вокруг пальца. На смотрины предмета, дабы снять с себя ответственность на всякий случай(А ты то куда смотрел? Попал ты, Петрович), сноб потащит своего холопа уже понимающего разницу между курком и спусковым крючком. Им ни платить не надо, ни просить, а значит быть обязанным. Но холоп не посмеет признаться в том, что он видит совсем не то, что видит его хозяин. Дурак не поймет, умный промолчит. Холоп понимает, что ему до пенсии надо тянуть, а друзья сноба одним миром с ним мазаны и тоже не поймут либо промолчат. Собственно и сноб не много теряет, покупая новодел. Если обман все же раскроется, то сноб имеет возможность впарить подделку своим же денежным и плохо разбирающимся дружбанам, может только чуть пониже рангом. И те не посмеют усомниться в подлинности. А если дело совсем плохо можно красиво, с помпой передать подделку в дар какому ни будь бедному музею. Благодарность будет безгранична.
Теперь поговорим о деле.
Что нужно для изготовления фальсификата. Нет так и много. Во-первых, это желание заработать, во-вторых – потребуются навыки гравировки, в-третьих – доступ в интернет, для возможности следить за европейскими аукционами.
Логичнее всего подделывать Антона Винсента старшего. Мало кто его работы вживую видел, и цена на его изделия выше.
На руку играет следующее: практически полное отсутствие клейм(творил мастер в ту эпоху, когда обязательного клеймения еще не было) и, за частую, всяких номеров, а так же минимум нюансов с законом – дульнозарядное как ни как. Детей – Антона Винсента младшего и Фердинанда оставим на потом. Природа гения на детях отдыхает.
У них и клейма уже есть, и изделий выпущено больше, и, как правило, само оружие все же выглядит попроще. Соответственно и ценник ниже. Для сравнения скажу, что ружье отца без особого провенанса, но в золоте стоит в Европе до 25 тысяч евро, в то время как ружье детей в таком же золоте стоит 1800 – 2500 евро. Но бывают исключения. У нас же пытаются продавать даже оригиналы по примерно одинаковой цене.
Представим ситуацию, когда у некоего негоцианта от антиквариата(далее по тексту просто Н.) возникнет желание улучшить свое материальное положение. Что потребуется? Для переименования требуется, для начала, сам пистолет. Желательно в ящике гарнитуром. Если Н. приобретет по отдельности предметы, то это обойдется дешевле. Н. может подобрать ящик с предметами гарнитура приблизительно за 150 евро.
Желательно с зеленым сукном внутри. Потом Н. находит человека владеющего специальностью переплетчика. Что бы он кое-где перетянул внутренности в случае если подобранный пистолет не ровно ляжет в «свое» гнездо. Заодно переплетчик тисканёт на сукне лейбл «A.V.Lebeda v Praze». Не плохо бы скопировать бумажный ярлык(оригинал на фото) и приклеить его с низу коробки (любой современный способ печати хорошо различим при увеличении).
Теперь Н. нужно подобрать подходящих размеров и формы сам пистолет. Форму видно на фотографиях аукциона, а размеры указаны в описании лота.
На аукционах можно за 1000-1500 евро найти вполне приличный пистолет середины 19ого века, а можно и за 2500-3000 купить просто шикарный. Расходы Н. окупятся с лихвой. Ну кому в России нужен Devisme, Pirco, H.Kneipp или M.Mach? да хоть сам Maschek пусть и за 3000? А вот Лебеда за десятки тысяч нужен. Много ли спецов, способных отличить одного мастера от другого не глядя на именник?
Есть правда один нюанс. То, что снаружи пистолет должен быть похож на изделие середины 19ого века это понятно. Желательно чтоб замочная доска имела «ступеньку» - этакий язычок, переходящий с тюльпана на шейку.
Антонин Винсент в 1835 году запатентовал предохранительное устройство, не позволяющее сорвавшемуся случайно курку наколоть капсюль. Курок просто не долетает уперевшись в сектор это предохранителя. Оно может быть, а может и не быть. Но внутри прячется подвох в виде специальной защелки, расположенной на боевом выступе курка. Защелка также препятствует случайному срыву. Это потом появятся интерсепторы других конструкций, более простых в изготовлении.
А пока вот эта собачка-защелка. Её мало кто видел на самом деле. Технически на готовом уже замке тяжело защелку выполнить. Но ушлый Н. может приклеить замок или стяжной винт. Кому в голову придет разбирать раритет? Не откручивается, но работает – да и ладно! А то ведь и шлиц можно сорвать.
Удалить старое имя и всечь новое сможет любой грамотный оружейный гравер. Благо вариантов исполнения предостаточно. Не получится всечка - можно обойтись травлением с последующей подрезкой и камфарением фона.
Когда изделие будет готово понадобится провенанс. Истории типа «дед-война-трофей» вызывают отторжение с самого начала. Поэтому Н. придется проявить креативность и придумать что-нибудь неожиданное.
Если понадобятся официальное заключение, то и здесь проблем особых нет.
Музейные эксперты они же культурные работники? Культурные. Они знают слова Богемия, Франц Иосиф, Тургенев. Проработав всю жизнь заведующей сектором конской упряжи и став по разнарядке экспертом по огнестрельному оружию, любой(-ая) культурный работник уже через несколько лет знает и слово Лебеда. Главное, чтобы оно написано было на видном месте и лучше золотом. Желая пополнить баланс (музея вероятно) такой эксперт с удовольствием выдаст заключение, что да, является сей предмет культурной ценностью.
Не много и надо для заключения – «родился – учился – работал – умер» это в википедии. Остается чуть добавить художественной отсебятинки (далее цитирую готовое заключение выданное как раз на ружье работы фирмы Лебеда, курсив мой) типа: - «Курки, замочные доски и колодка украшены гравировкой: крупным растительным орнаментом и изображением водоплавающей (согласитесь – какая прелесть!) птицы.». Эксперт обязательно должен указать и недостатки: - « потертость золочения, отсутствие шпенька крепления ствола». И получится вполне себе серьезный документ.
Теперь судите сами – так ли много в итоге потребуется? Оградить от приобретения контрафакта может только тщательная экспертиза, основанная на сравнительном, детальном анализе. В остальных случаях правят бал переименователи. Кот Базилио с лисой Алисой помнится пели: - «Пока живут на свете дураки, обманывать нам, стало быть, с руки. Лебеда-беда-бади-бу-ду-дай, лебеда-беда-бади-бу-ду-дай….».
С уважением ваш Басскачи.